Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
21 февраля 2020
272

Зарождение эволюционной идеи

Что поражает нас при знакомстве со строением любого живого организма? Прежде всего, его целесообразность. Гончар ритмичным нажатием педали вращает гончарный круг, его искусные пальцы на наших глазах превращают бесформенный кусок глины в изящный кувшин. Сосуд предназначен для определённой цели – хранить воду, и он устроен так, чтобы выполнять эту задачу наилучшим образом. Широкое дно придает ему устойчивость, а узкое горлышко уменьшает нагрев и испарение воды. Только самый верх горлышка расширен в виде воронки – иначе в кувшин было бы трудно наливать воду. Если кувшин сделан подлинным мастером, он красив и вместе с тем целесообразен, его можно назвать совершенным творением.

В чем же целесообразность организации живого организма? Возьмём любую болотную птицу, например цаплю. У неё длинные оголённые ноги: оставаясь сухой, она может ходить по мелководью. Длинным клювом она добывает из-под воды пищу. Ноги плавающих птиц (уток, гусей), наоборот, короткие, лапы с перепонками; специальные железы выделяют жир, чтобы их оперение не смачивалось водой. При объяснении целесообразности строения органов подобных птиц возникает вопрос: кто же создал их, столь удачно приспособленных к жизни на болоте или озере? Конечно, не люди. Значит?.. Значит, их сотворил другой, более могущественный Творец!

И все же дерзкие умы не могли смириться с таким ответом. Французский натуралист XVIII в. Ж. Бюффон (1707–1788) склонялся к мысли о постепенном совершенствовании живых организмов, а его последователь, соотечественник Ж. Ламарк (1744–1829) впервые попытался создать стройную теорию эволюции жизни на Земле. Основным фактором эволюции Ламарк считал упражнение одних органов и пассивность других. Если орган упражняется, рассуждал Ламарк, то он постепенно усиливается, а если не упражняется, то ослабевает и отмирает. На первый взгляд, все ясно. Сравните гимнаста с человеком, не занимающимся  
спортом. У первого мышцы упруги и эластичны, они так и играют под кожей. У второго мышцы дряблые, под кожей изрядный слой жира. И если задать вопрос, каким же образом гимнаст достиг успехов, то на него без особого труда сможет ответить каждый: путём упражнения!

Однако этот вопрос не покажется столь простым, если перейти к детям этих людей. Конечно, они могут пойти по стопам своих отцов, тогда различия между ними будут такими же. Ну а если и те, и другие одновременно начнут заниматься спортом у одного и того же тренера и с равным прилежанием? Можем ли мы утверждать, что в таком случае дети гимнаста обязательно добьются лучших спортивных результатов, чем их товарищи? В общем виде этот вопрос можно сформулировать так: передаются ли детям те признаки, которые у родителей выработались путём упражнений или в результате приспособления к внешним условиям? Ламарк на этот вопрос отвечал: передаются! Если вернуться к примеру с болотными и плавающими птицами, то, по мнению Ламарка, их предки, ничем не отличавшиеся от обычных птиц, попав в силу обстоятельств в особые условия, например на болото, стали усиленно упражнять свои ноги, которые начали удлиняться и постепенно достигли длины ног современной цапли. Другие птицы, вынужденные жить и питаться на озёрах и реках, пытались плавать, быстро разводя и соединяя пальцы. От этого кожица у оснований пальцев растягивалась, и в результате через множество поколений образовались плавательные перепонки.

Однако предположение Ламарка о развитии и совершенствовании уже имеющихся органов не отвечало на такой важный вопрос, каковы причины появления совершенно новых органов? В самом деле, каким «упражнением» можно объяснить появление рогов у некоторых животных? Чтобы найти выход из создавшейся ситуации, Ламарк наделил живые существа особым свойством –  стремлением к совершенству, благодаря которому весь органический мир непрерывно изменяется и улучшается, т.е. развивается.

Взгляды Ламарка, изложенные им в 1809 г., не нашли широкого признания у современников. Куда большей популярностью пользовались воззрения его соотечественника Ж. Кювье (1769–1832). Пока Ламарк размышлял о причинах целесообразности живых организмов, Кювье избрал её основным орудием исследования. Он исходил из того, что все органы в организме взаимно обусловлены и взаимосвязаны. Возьмём, например, травоядное животное. Растительная пища мало питательна, и для удовлетворения потребностей организма необходимо её большое количество. Значит, желудок травоядного животного должен быть большим. Размер желудка определяет размеры других внутренних органов: позвоночника, грудной клетки. Массивное тело может держаться на мощных ногах, снабжённых твёрдыми копытами, а длина ног косвенно определяет длину шеи, чтобы животное могло свободно щипать траву. Зубы у него должны быть широкими, плоскими, с большой прочной поверхностью. Иное дело – хищники. Пища у них более питательна, значит, желудок может быть небольшим. Хищнику нужны мягкие лапы с подвижными когтистыми пальцами, чтобы незаметно подкрадываться к добыче и хватать её, а его шея должна быть короткой,  зубы – острыми.

Свой метод Кювье довел до такого совершенства, что нередко по одному найденному зубу он мог восстановить облик всего животного. Если же он имел скелет или хотя бы какую-то его часть, то успех был гарантирован. Таким способом Кювье открыл целый мир ископаемых животных. Гигантские ящеры, некогда обитавшие на Земле, мамонты и мастодонты – мы сейчас хорошо осведомлены о них. И заслуга в этом принадлежит, прежде всего, Кювье. Своими трудами он внёс огромный вклад в будущую эволюционную теорию.

Изучая вымерших животных, Кювье обнаружил, что останки некоторых видов, относящиеся к одним и тем же геологическим напластованиям, не встречаются в других. Отсюда он сделал вывод, что животные, некогда населявшие нашу планету, погибали почти мгновенно от каких-то неизвестных причин, а позднее на их месте появлялись новые обитатели, не имевшие ничего общего со своими предшественниками. К тому же, по мнению Кювье, многие нынешние участки суши когда-то были морским дном, причём море здесь наступало и отступало по нескольку раз. При этом осадочные породы, которые должны были располагаться горизонтально, часто оказывались изломанными, смятыми в гигантские складки. На основании таких догадок Кювье предположил: на Земле время от времени происходили гигантские 
катастрофы, уничтожавшие целые материки, а вместе с ними и всех их обитателей. Позднее на их месте зарождалась новая жизнь. Гипотеза катастроф в начале XIX в. выглядела вполне убедительной.

Примерно в то же время к геологическим исследованиям приступил англичанин Ч. Лайель (1797–1875). Он скорее интуитивно, чем сознательно, почувствовал противоречивый характер гипотезы катастроф. Много путешествуя, он обращал особое внимание на постоянно происходящие в окружающей среде геологические процессы. Чтобы понять прошлое Земли, надо изучить её настоящее – вот основной принцип научных исследований Ч. Лайеля. Наблюдая за отложениями в дельтах рек, за влиянием ветра, морских приливов и отливов, изучая образование мелей и кратеры вулканов, Лайель пришёл к убеждению, что медленные, незначительные изменения на Земле могут и сегодня привести к самым поразительным результатам, если будут происходить достаточно долго и в одном направлении. Особенно тщательно Лайель изучал отложения третичной эпохи развития Земли, которая предшествовала нашей. Он отметил, что многие организмы, обитавшие в далёком прошлом, встречаются и сейчас. В разное время появлялись новые виды и доживали свой век старые. Такие выводы противоречили гипотезе Кювье. Сам же Лайель никогда не утверждал, что одни виды происходили от других. Подобная мысль не приходила ему в голову. Но, основываясь на медленных, постепенных  геологических процессах, он создал ещё одну предпосылку развития эволюционной идеи.

Библиографические ссылки 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018. 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016. 

Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн. М.: Директ-Медиа, 2017.       

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014. 

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014. 

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2019. 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004. 

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.      

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. 

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой 

России. М.: ООО «Традиция», 2018. 

 

Карпенков Степан Харланович

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован